<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?> 
<rss version="2.0"
  xmlns:itunes="http://www.itunes.com/dtds/podcast-1.0.dtd"
  xmlns:atom="http://www.w3.org/2005/Atom">

<channel>

<title>Математика и кофе: заметки с тегом воронка продаж</title>
<link>https://mathandcoffee.ru/tags/voronka-prodazh/</link>
<description>Отделы продаж, коллцентры, аналитика, цифры и данные, воронки продаж, матстатистика..</description>
<author>Иван Балдин</author>
<language>ru</language>
<generator>E2 (v3565; Aegea)</generator>

<itunes:owner>
<itunes:name>Иван Балдин</itunes:name>
<itunes:email></itunes:email>
</itunes:owner>
<itunes:subtitle>Отделы продаж, коллцентры, аналитика, цифры и данные, воронки продаж, матстатистика..</itunes:subtitle>
<itunes:image href="" />
<itunes:explicit></itunes:explicit>

<item>
<title>График конверсии с доверительным интервалом</title>
<guid isPermaLink="false">45</guid>
<link>https://mathandcoffee.ru/all/grafik-konversii-s-doveritelnym-intervalom/</link>
<pubDate>Tue, 25 May 2021 01:13:50 +0300</pubDate>
<author>Иван Балдин</author>
<comments>https://mathandcoffee.ru/all/grafik-konversii-s-doveritelnym-intervalom/</comments>
<description>
&lt;p&gt;Некоторое время с удовольствием использую более свежую визуализацию конверсии, добавляя к своим диаграммам &lt;b&gt;границы доверительного интервала.&lt;/b&gt;&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Конверсия офисов продаж&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Итак, например, мы оцениваем эффективность работы территориальных офисов продаж. Под &lt;b&gt;&lt;i&gt;эффективностью&lt;/i&gt;&lt;/b&gt; понимаем отношение числа совершенных продаж к числу заявок (конверсию заявок в продажи, или просто &lt;b&gt;&lt;i&gt;«конверсию»).&lt;/i&gt;&lt;/b&gt; То есть, если в офисе «Сокольники» за квартал было 19 продаж на 33 заявки, их эффективность будем считать равной 19/33 = 57,6%.&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/candles-sd-00.png" width="642" height="382" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/candles-sd-01.png" width="455" height="454" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Очевидно, что одни офисы работают эффективнее других: конверсия по офисам меняется от 57,6% до 17,6%. Заметно также, что и число заявок в офисах различно: от 33 заявок в «Сокольниках» до 706 заявок в «Лианозово».&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Обычно на этом этапе многие останавливаются, но есть несложный способ воспользоваться понятием «доверительного интервала» или «стандартного отклонения (SD)», чтобы показать то, что, на первый взгляд, не так заметно.&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Оцениваем размер выборки и величину SD&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Как нетрудно заметить, из-за неравного числа заявок по разным офисам («Сокольники» отличаются в этом смысле от «Лианозово» почти в 22 раза), уверенность в надежности рассчитанной конверсии будет не одинакова. Так, для «Лианозово» результат в 36,1% достигнут на выборке из 706 заявок и может считаться вполне надежным; в «Сокольниках» мы получили результат 57,6% на небольшой выборке в 33 заявки, из-за чего нет уверенности, что, получи со временем последние свои 706 заявок, они бы удержали результат на том же уровне.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Разумеется, необходимо прикинуть размер доверительного интервала для каждого офиса продаж, исходя из числа заявок, то есть, размера выборки.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Уже знакомая нам формула стандартного отклонения (SD), или &lt;i&gt;&amp;sigma;&lt;/i&gt;:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/CodeCogsEqn.png" width="201" height="77" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;где &lt;i&gt;p&lt;/i&gt; — величина конверсии, &lt;i&gt;n&lt;/i&gt; — число заявок.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Считаем в колонке E:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/candles-sd-02.png" width="637" height="380" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Полученная величина стандартного отклонения (SD) показывает погрешность при расчете конверсии, и, очевидно, оказалась выше там, где была меньше выборка. Чем меньше данных, тем менее надежен рассчитанный результат, и тем меньше мы уверены в нашей оценке эффективности соответствующего офиса продаж.&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Считаем границы 90%-го доверительного интервала&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Дополним нашу таблицу рассчитанными нижней и верхней границей 90%-го доверительного интервала. Другими словами, оценим разброс конверсий по каждому из офисов продаж, так, что с вероятностью 90% мы будем уверены, что &lt;i&gt;истинная&lt;/i&gt; конверсия лежит в пределах этого диапазона.&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/candles-sd-03.png" width="653" height="381" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Зная о том, что границы 90%-го доверительного интервала лежат в пределах &amp;plusmn;1,645SD, вычитаем и прибавляем 1,645SD для нижней и верхней границ, соответственно. Для «Лианозово» получаем, что их &lt;i&gt;истинная&lt;/i&gt; конверсия лежит в пределах от 33,1% до 39,1%. (По-прежнему, в 1 случае из 10 она выходит за границы нашего интервала, но зато в 9 случаях из 10 мы не ошиблись).&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Дополняем график, рисуя «свечи»&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;В Excel 2013 воспользуемся &lt;b&gt;«биржевой диаграммой»,&lt;/b&gt; указав вместо &lt;b&gt;&lt;i&gt;самого высокого&lt;/i&gt;&lt;/b&gt; и &lt;b&gt;&lt;i&gt;самого низкого курсов&lt;/i&gt;&lt;/b&gt; верхнюю и нижнюю границу наших доверительных интервалов, а вместо &lt;b&gt;&lt;i&gt;курса закрытия&lt;/i&gt;&lt;/b&gt; — рассчитанную вначале конверсию:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/candles-sd-04.png" width="634" height="600" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/candles-sd-05.png" width="454" height="454" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Доработанная подобным образом диаграмма не меняет выводов, полученных в самом начале. Однако, для наблюдательного руководителя она ненавязчиво напоминает, что полученные значения конверсий офисов продаж &lt;b&gt;не конечны,&lt;/b&gt; и особенно «не конечны» там, где оказались шире границы разброса конверсии.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;«Сокольники», предварительно, обогнали «Беговой», однако, если хороший результат «Бегового» надежен за счет узкого интервала, то результат «Сокольников» очень приблизителен, поэтому уверенные выводы возможно делать лишь о части офисов продаж, для остальных — нужно больше данных, а до тех пор их позиции в рейтинге можно считать лишь предварительными, или, как было сказано выше, не конечными.&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;См. также:&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;&lt;a href="http://italylov.ru/blog/all/ctatisticheskaya-dostovernost-koltrekinga/"&gt;http://italylov.ru/blog/all/ctatisticheskaya-dostovernost-koltrekinga/&lt;/a&gt;&lt;/p&gt;
</description>
</item>

<item>
<title>Когнитивная ошибка конверсии</title>
<guid isPermaLink="false">19</guid>
<link>https://mathandcoffee.ru/all/oshibka-konversii/</link>
<pubDate>Tue, 07 May 2019 12:39:07 +0300</pubDate>
<author>Иван Балдин</author>
<comments>https://mathandcoffee.ru/all/oshibka-konversii/</comments>
<description>
&lt;p&gt;Любопытная особенность работы с понятием &lt;i&gt;конверсия&lt;/i&gt; заключается в том, что, строго говоря, &lt;b&gt;конверсия практически никогда не бывает определена точно.&lt;/b&gt;&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Вот эти вот «конверсия звонка в продажу 18,4%», «CTR 3,1%», «конверсия в сделки 30%» — это всегда немного упрощенный подход, будто конверсия надежно измерена и, если и изменится, то мы это объясним объективными факторами, не допуская мысли, что изначально никаких «18,4%» и не было, а были только 38 договоров, которые мы сделали на 206 звонках, и это вовсе не значит, что их не могло бы быть больше или меньше.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Примерно, как местоположение электрона вокруг ядра атома не задается точными координатами, а лишь описывается некоторой областью, в которой он, наиболее вероятно, находится, наша конверсия — это тоже не конкретное число, а, в действительности, &lt;b&gt;интервал, в котором она находится.&lt;/b&gt;&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Расчет конверсии и когнитивное искажение&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Рассмотрим вымышленный отдел продаж, в котором с этого года начали продавать новый продукт. Допустим, ммм, &lt;b&gt;лимузины.&lt;/b&gt; Продукт не пользуется большим спросом, поэтому, пока что, данных для анализа не так много, или, лучше сказать, совсем мало:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-table"&gt;
&lt;table cellpadding="0" cellspacing="0" border="0"&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td&gt;&lt;b&gt;месяц&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;Заявки&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;Продажи&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td&gt;август&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;48&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td&gt;сентябрь&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;35&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td&gt;октябрь&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;24&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;0&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td&gt;ноябрь&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;61&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td&gt;декабрь&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;32&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;0&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td&gt;&lt;b&gt;ИТОГО:&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;200&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;4&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;/table&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Как видно из данных наших продаж, по итогам нескольких месяцев, мы имеем 4 сделки на 200 лидов (заявок), т. е. наша конверсия равна 4 / 200 = 2,0%&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;(Дополнительно, исходя из цифр пяти месяцев работы, мы можем примерно спрогнозировать 480 лидов на следующий год и, соответствнно, 480 * 0,02 = 9,6 сделок.)&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;В целом, на таких скудных данных ошибиться невозможно, поэтому, безусловно, такой прогноз не будет ошибочным. Однако, он содержит важное когнитивное искажение: 2,0% это не точное значение, а &lt;i&gt;наиболее пока вероятное&lt;/i&gt; значение конверсии заявок в продажи наших лимузинов.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;В действительности, конверсия не может быть определена точно. Она лежит в доверительном интервале от 0,4% до 3,6%.&lt;/b&gt; И в будущем году нужно прогнозировать не 9,6 сделок, а от 5 до 15 проданных лимузинов. К сожалению, определить этот диапазон точнее будет довольно самонадеянным.&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Колокол конверсии&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Исходя из предположения, что наша &lt;i&gt;истинная&lt;/i&gt; конверсия стабильна, и &lt;i&gt;точно&lt;/i&gt; равна 2,0%, мы можем прикинуть возможные варианты числа сделок на 480 лидов, ожидаемых в будущем году. Поскольку мы можем отвечать только за стабильность &lt;i&gt;своей&lt;/i&gt; работы, но не можем учесть фактор случайности (настроение клиентов, форс мажор, случайная продажа другу гендиректора), всегда существует вероятность, что число сделок будет немного отличаться от прогнозируемых 480 * 0,02 = 9,6 сделок подобно тому, как число решек на 480 бросков монеты может немного отличаться от 240, и быть 235, 248, или, возможно, даже 223.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Графически это выглядит как &lt;i&gt;колокол нормального распределения,&lt;/i&gt; где, чем дальше мы уходим от математического ожидания в 9 сделок в центре колокола, тем ниже становится вероятность сделать сильно меньше или сильно больше сделок:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/oshibka01.png" width="648" height="372" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Глядя на полученный график, приходится признать, что увидеть меньше 2-х и больше 19-ти сделок практически невероятно.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Но, можно ли сузить наш &lt;i&gt;доверительный интервал?&lt;/i&gt;&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Доверительный интервал конверсии&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Стандартная ошибка (SD) для биномиального распределения считается по формуле:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/CodeCogsEqn-1.png" width="238" height="39" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;где &lt;b&gt;&lt;i&gt;n&lt;/i&gt;&lt;/b&gt; — это число испытаний, &lt;b&gt;&lt;i&gt;p&lt;/i&gt;&lt;/b&gt; — вероятность успеха.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Для наших 200 заявок текущего года имеем:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/oshibka02.png" width="366" height="310" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;SD = 1,98 сделок.&lt;/b&gt; Иными словами, согласно законам нормального распределения (а биномиальное распределение — это частный случай нормального распределения), примерно в 68% случаев, работая с истинной конверсией 2,0%, мы бы попали в доверительный интервал от 2,02 до 5,98 сделок, то есть +/-1SD.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Для прогнозируемых 480 заявок будущего года получим:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/oshibka03.png" width="372" height="190" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;SD = 3,07 сделок.&lt;/b&gt; По законам биномиального (нормального) распределения, известно, что в 68% случаев продажи будущего года будут лежать в пределах +/- 1SD от математического ожидания в 9,6 сделок, а в 90% случаев — в пределах +/- 1,645SD от матожидания. 3,07 сделок * 1,645 = 5,05 сделок, иными словами, в 90% случаев, работай мы весь следующий год с конверсией 2%, мы не выйдем за границы доверительного интервала «от 4,55 до 14,65 сделок». (Примечательно, что, обратно, в 1 случае из 10, мы, все-таки, выйдем за эти границы, по-прежнему, при этом, работая с «истинной» конверсией 2%.)&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Любопытно, какой шум поднимет коммерческий директор, если по итогам года мы продадим всего 4 лимузина на 480 заявок, формально показав конверсию 0,83%... и еще более любопытно, что, статистически, это происходит в 1 из 27 отделов продаж. &lt;b&gt;В одном из 27-ми случаев вас увольняют за невыполнение плана продаж, хотя вы по-прежнему работаете с «истинной» конверсией 2%.&lt;/b&gt;&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Три конверсии на границе доверительного интервала&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Как же тогда относится к результатам текущего года, где мы получили 4 сделки на 200 заявок?&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;Первый случай, «2,00%».&lt;/b&gt; Его мы рассмотрели сразу. 4 / 200 = 0,02, т. е. наша конверсия равна 2%. При этом, по законам биномиального распределения, все равно есть вероятность колебаться в 90%-м доверительном интервале «+/-1,645SD», т. е., в интервале от 0,74 до 7,26 сделок на 200 заявок.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Выглядит это примерно так:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/oshibka04.png" width="658" height="372" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Наш результат в 4 сделки совпал с математическим ожиданием от конверсии 2,0%, хотя, в общем, он мог и не совпасть, в целом находясь в 90% доверительном интервале от 1 до 7 сделок.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;Второй случай, «1,22%».&lt;/b&gt; В этом случае, в реальности, наша «истинная» конверсия, &lt;b&gt;на самом деле, ниже, и равна, например, 1,22%.&lt;/b&gt; Тогда матожидание числа проданных лимузинов примерно равно 2, и нам &lt;b&gt;повезло&lt;/b&gt; сделать 4 продажи. Степень нашего везения такова, что сделать &lt;i&gt;более&lt;/i&gt; 4 продаж мы могли бы только в 10% случаев. Т. е., мы остаемся в поле 90%-й вероятности, хотя и находимся на границе этого поля. Еще чуть-чуть, и нам повезет слишком сильно, а пока что нам везет «в пределах разумного»:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/oshibka05.png" width="648" height="372" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;Третий случай, «3,31%».&lt;/b&gt; Теперь мы предположим, что в текущем году &lt;b&gt;нам не везло,&lt;/b&gt; хотя весь год наша истинная конверсия была выше 2,0% и &lt;b&gt;равнялась 3,31%.&lt;/b&gt; Матожидание для 200 заявок тогда равнялось бы примерно 6 проданным лимузинам, а сделать &lt;i&gt;менее&lt;/i&gt; 4-х продаж было бы возможно лишь в 10% случаев. Тогда мы тоже остаемся в поле 90%-й вероятности, но находимся на левой границе этого поля с нашими невезучими 4 сделками.&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/oshibka06.png" width="648" height="372" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;Таким образом, приходится признать: мы не знаем наверняка, какая из 3-х конверсий — истинная.&lt;/b&gt; Нам привычно думать, что речь идет о 1-м случае, и мы делим 4 сделки на 200 заявок, получая конверсию 2,00%. Но никто не знает наверняка, является ли текущий год обычным или необычным, везло ли нам в нем, или не везло. В 90% случаев речь могла идти &lt;b&gt;как о везении,&lt;/b&gt; и мы работали в действительности с конверсией 1,22%, &lt;b&gt;так и о невезении,&lt;/b&gt; когда мы работали с конверсией 3,31%. &lt;b&gt;Во всех 3-х случаях вероятность сделать 4 сделки на 200 заявок не выходила за границы 90%.&lt;/b&gt;&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;К сожалению, у нас пока слишком мало данных, чтобы утверждать что-то можно было более точно.&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Нужно больше данных&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Логично задать вопрос — а сколько нужно накопить данных, чтобы более-менее надежно говорить о конверсии 2,0%? Попробуем постепенно увеличивать размер выборки (число заявок, и, следовательно, продаж), пока не увидим, как 90%-й доверительный интервал сомкнется вокруг значения конверсии в 2,00%:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-table"&gt;
&lt;table cellpadding="0" cellspacing="0" border="0"&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;                    Заявки&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;             Сделки&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;Нижняя граница 90% доверительного интервала (-1,645SD)&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;Верхняя граница 90% доверительного интервала (+1,645SD)&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;Нижняя граница конверсии&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;&lt;b&gt;Верхняя граница конверсии&lt;/b&gt;&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;200&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;4&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;0,7&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;7,3&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;0,37%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;3,63%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;500&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;10&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;4,9&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;15,1&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;0,97%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;3,03%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;20&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;12,7&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;27,3&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,27%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,73%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;5 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;100&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;83,7&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;116,3&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,67%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,33%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;10 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;200&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;177,0&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;223,0&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,77%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,23%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;50 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;948,5&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1 051,5&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,90%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,10%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;100 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1 927,2&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2 072,8&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,93%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,07%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;500 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;10 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;9 837,2&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;10 162,8&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,97%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,03%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1 000 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;20 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;19 769,7&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;20 230,3&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,98%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,02%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;10 000 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;200 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;199 271,7&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;200 728,3&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;1,99%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,01%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;tr&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;25 000 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;500 000&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;498 848,5&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;501 151,5&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,00%&lt;/td&gt;
&lt;td style="text-align: right"&gt;2,00%&lt;/td&gt;
&lt;/tr&gt;
&lt;/table&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Надо ли говорить, что получить более нескольких десятков тысяч заявок-лидов может мало какой из отделов продаж. &lt;b&gt;Поэтому, приходится признать, что ставить планы продаж и принимать кадровые решения относительно сотрудников, работающих с уровнями конверсии 1-5% — это безумие, и на таких маленьких числах математика в продажах не работает.&lt;/b&gt;&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;См. также:&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;&lt;a href="http://italylov.ru/blog/all/ctatisticheskaya-dostovernost-koltrekinga/"&gt;http://italylov.ru/blog/all/ctatisticheskaya-dostovernost-koltrekinga/&lt;/a&gt;&lt;/p&gt;
</description>
</item>

<item>
<title>Кадровые решения, или Повысить нельзя уволить</title>
<guid isPermaLink="false">11</guid>
<link>https://mathandcoffee.ru/all/kadrovye-resheniya-ili-povysit-nelzya-uvolit/</link>
<pubDate>Fri, 29 Mar 2019 18:03:34 +0300</pubDate>
<author>Иван Балдин</author>
<comments>https://mathandcoffee.ru/all/kadrovye-resheniya-ili-povysit-nelzya-uvolit/</comments>
<description>
&lt;p&gt;Проблему, которую помогает решить использование матстатистики, я бы обозначил как «Повысить нельзя уволить» — вот перед нами результаты работы нашего отдела продаж, и назревают вопросы по нашему новому менеджеру Сухонцеву.&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka01.PNG" width="476" height="378" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;У сотрудника подходит к концу испытательный срок, план по сделкам ему был выставлен как «16 сделок на 100 звонков», поскольку исторически коммерческий директор видел конверсию звонков в сделки на уровне 16,1%.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Сухонцев, хорошо зарекомендовав себя за прошедшие 2,5 месяца работы, имеет 89 звонков и всего 9 сделок, что дает конверсию 10,1%.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;«Увольнять,» — решает коммерческий директор.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;Внимание, вопрос: справедливо ли решение коммерческого директора?&lt;/b&gt; Достаточно ли прошло времени (накоплено данных), чтобы принимать такое кадровое решение? Учтен ли фактор «невезения», и не может ли быть так, что Сухонцев работает &lt;b&gt;не хуже&lt;/b&gt; остальных менеджеров, имея, в действительности, конверсию порядка требуемых 16%, но стабильно сталкиваясь с форс-мажорами у клиентов (5 клиентов «отвалились»), «черной полосой» в своей жизни и неудачно вставшей Луной в третьем доме Тельца?&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Бросаем игральные кости&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Вспоминая пример с бросками монетки, для разнообразия, в этот раз будем бросать игральную кость с 6-ю гранями. Вероятность выкинуть «1» составляет 1/6, или примерно 16,7%.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Математическое ожидание для 89 бросков игральной кости составляет 89 * 1/6 = 14,8 «единичек» (и по столько же «двоек», «троек» и т. д.), но, очевидно, их может быть не только 14-15, но и 12, 17, или, даже, 20. А вот &lt;i&gt;совсем их не быть&lt;/i&gt; практически не может (хотя, теоретически, вероятность этого не нулевая).&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Работу Сухонцева можно представить как броски игральной кости, где требуемый результат — «единичка»-сделка —  выпадает примерно на каждый шестой бросок. &lt;i&gt;Примерно,&lt;/i&gt; потому что исторически наблюдаемся конверсия в сделки составляет (без учета работы Сухонцева) 380 сделок на 2361 звонков, или 380/2361 = 16,1%. Математическое ожидание от его 89 «бросков» (звонков) составляет 89 * 0,161 = 14,3 «единичек» (сделок), но, интуитивно понятно, что их может быть чуть больше или чуть меньше.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Если рассчитать (позже узнаем, как) точные вероятности «выпадения» определенного числа сделок на 89 звонков и вывести их на графике, то наиболее вероятное событие &lt;i&gt;(«математическое ожидание»)&lt;/i&gt; в 14 сделок окажется в середине графика, остальные возможные варианты (13 и 15 сделок, 12 и 16 сделок, и т. п.) каждый раз становятся все менее и менее вероятны, из-за чего график приобретает форму колокола:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka02.PNG" width="740" height="220" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Сказать, что результат в 9 сделок &lt;i&gt;совсем&lt;/i&gt; невероятен не получается — какой-никакой, но этот столбик тоже заметен, и даже имеет вероятность в 0,037. Т. е., в 1 случае из 27 он случается, что, может, и маловероятно, но не &lt;i&gt;крайне&lt;/i&gt; маловероятно.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Осталось разобраться, как мы получили вероятность «в 1 случае из 27», и как это связать с кадровыми решениями в отделе продаж.&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Считаем биномиальное распределение&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;И в Excel, и в Google Таблицах есть встроенная &lt;b&gt;функция биномиального распределения.&lt;/b&gt; Она-то и даст нам ответ на вопрос, пора ли увольнять невезучего Сухонцева.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;В ячейке напротив его конверсии в 10,1% посчитаем функцию:&lt;/p&gt;
&lt;pre class="e2-text-code"&gt;&lt;code class=""&gt;=БИНОМРАСП(D7;C7;$E$11;1)&lt;/code&gt;&lt;/pre&gt;&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka03.PNG" width="682" height="376" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;В данной функции указываем по порядку: значение числа успехов (сделок), значение числа попыток (звонков), значение вероятности успеха (конверсия 16,1%). Последний, 4-й параметр, указываем «1».&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka04.PNG" width="577" height="351" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Что за 0,0763 мы получили? &lt;b&gt;0,0763 — это вероятность получить не более 9 сделок на 89 звонков при вероятности сделки 16,1%.&lt;/b&gt; Таким образом, это вероятность получить от 0 до 9 сделок &lt;i&gt;включительно&lt;/i&gt; при данных параметрах. Обратно, 1-0,0763 = 0,9237 — это вероятность получить &lt;i&gt;10 и более&lt;/i&gt; сделок.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;(Кстати, если 4-й параметр в функции поменять на «0», мы получим вероятность получить &lt;b&gt;ровно&lt;/b&gt; 9 сделок).&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka05.PNG" width="742" height="223" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Можно сказать, что, принимая сумму всех столбиков на графике за 1, сумма столбиков «0»-«9» равна 0,0763, или 7,63%. Как видим, гораздо более вероятно попасть в синюю часть колокола нормального распределения, чем в красную (92,37% против 7,63%).&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;&lt;b&gt;Вывод: вероятность Сухонцеву, работая в действительности с конверсией 16,1%, случайно (возможна «черная полоса», помните?) получить не более 9 сделок из 89 звонков, равна 7,63%.&lt;/b&gt; Обратно, 92,37% вероятность того, что Сухонцев получил бы 10 и более сделок. Грубо говоря, 7,63% за то, что ему не повезло, а 92,37% за то, что одним невезением тут не обошлось, и, скорее всего, он работает с конверсией ниже 16,1%.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Таким образом, если для коммерческого директора уровня 90% уверенности достаточно, то Сухонцева можно увольнять с испытательного срока — менеджер, действительно, не выполняет план. Если же нужен уровень 95% уверенности, то данных пока недостаточно, и желательно понаблюдать чуть дальше.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Какой же уровень уверенности выбрать? Правильного ответа здесь не существует.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Если его выбрать слишком низким, то мы можем случайно уволить хороших менеджеров, зато не придется терять сделки, продолжая работать с плохими.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Если выбрать его слишком высоким, то слишком долго придется копить данные для принятия математически обоснованного решения об увольнении плохого менеджера, зато и меньше вероятность случайно уволить хорошего. По моему мнению, уровень 90% для описанного кейса оптимален. Сухонцева можно увольнять.&lt;/p&gt;
&lt;h2&gt;Постойте, а что с 19,7% Беляева?&lt;/h2&gt;
&lt;p&gt;Действительно, если существуют «плохие» менеджеры, для которых с вероятностью 92,37% конверсия ниже требуемых 16,1%, то, логично, могут существовать и «хорошие».&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka06.PNG" width="682" height="367" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Наше внимание обратили на себя 19,7% конверсии Беляева. За полгода работы он сделал 56 сделок на 284 звонка, при прогнозируемых 0,161*284 = 46 сделках. Могло ли ему везти эти полгода? Могло ли быть так, что, работая в действительности как все, с конверсией 16,1%, он случайно получил больше сделок, чем прогнозировал коммерческий директор?&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Функция биномиального распределения дает результат в 0,9563 — то есть, с вероятностью 95,63%, работая как все, он бы получил не более 56 сделок... но он и не сделал &lt;i&gt;более&lt;/i&gt; 56 сделок! Он сделал &lt;i&gt;ровно&lt;/i&gt; 56!&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Доработаем функцию, пересчитав ее для 56-1 = 55 сделок:&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka07.PNG" width="712" height="358" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Для 55 сделок результат получился 0,9402. То есть, с вероятностью 94,02% Беляев (работая с конверсией 16,1%) получил бы &lt;i&gt;не более&lt;/i&gt; 55 сделок. Получается, вероятность получить &lt;i&gt;более&lt;/i&gt; 55 сделок равна оставшимся 5,98%! Получается, наш Беляев попал в кусочек своего колокола распределения, только с другого конца, и вероятность попасть туда составляет всего около 6%.&lt;/p&gt;
&lt;div class="e2-text-picture"&gt;
&lt;img src="https://mathandcoffee.ru/pictures/voronka08.PNG" width="742" height="217" alt="" /&gt;
&lt;/div&gt;
&lt;p&gt;Коммерческий директор уже решил, что, прежде чем принимать кадровые решения, он хочет быть уверен в результатах на 90%. Но в результатах Беляева он уверен на 94,02%! Значит, остается всего 5,98% на то, что Беляеву повезло.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;Значит, либо ему так повезло, хотя он, в действительности, работает как все (с конверсией 16,1%) и недостоин большей зарплаты, либо, он работает с конверсией выше 16,1% и будет справедливо вознаградить его.&lt;/p&gt;
&lt;p&gt;6% явно проигрывают 94%, поэтому, Беляев получает повышение.&lt;/p&gt;
</description>
</item>


</channel>
</rss>